Октавное число, сера, бензол, фракционный состав бензина. Лаборатория

Исследования топлива производятся в сертифицированной и аккредитованной лаборатории. По результатам исследований выдаётся паспорт качества, доступный для просмотра в формате PDF в окне каждой конкретной заправки на карте.

Лаборатория ООО "Исследовательский центр горюче-смазочных материалов» (ООО «ИЦ ГСМ») основана в 1996 году. Исследовательский центр находится в Киеве по адресу: ул. Суворова 1, на территории Национального транспортного университета. Е-mail: pmm@ntu.edu.ua

Компетентность ИЦ ООО «ИЦ ГСМ» подтверждена Национальным агентством по аккредитации Украины в соответствии с условиями ДСТУ ISO/IEC 17025:2006, аттестат аккредитации № 2Н138. Область аккредитации ИЦ включает:

   - нефть;

   - конденсат газовый стабильный;

   - топлива;

   - масла моторные;

   - масла трансмиссионные;

   - масла индустриальные;

   - специальные жидкости (антифризы, охлаждающие, тормозные и другие) ;

   - присадки, добавки;

   - газ природный, сжиженный.

Штат ИЦ насчитывает семь человек, включая вспомогательный персонал. Возглавляет ИЦ ООО «ИЦ ГСМ» директор Худолий Николай Николаевич. Ответственный за качество исследований - заместитель директора Семененко Роман Николаевич.

 

Худолий Николай Николаевич

 

ОПИСАНИЕ ПАРАМЕТРОВ, ПО КОТОРЫМ ИССЛЕДУЕТСЯ БЕНЗИН А - 95.

Бензол

Как и серы, бензола в топливе должно быть как можно меньше. Во-первых, чем больше бензола в топливе, тем токсичнее как сам бензин, так и продукты его сгорания (чистый воздух нужен всем). Во-вторых, бензол, как и все ароматические углеводороды, увеличивает нагарообразование в двигателе.

Согласно «старому» ДСТУ 4063-2001 для бензина марки А–95 украинского производства, бензола должно содержаться не более 5 % по массе.

В «новом» ДСТУ 4839:2007 для бензина улучшенного качества марки А-95-Євро, который имеет европейские «допуски», бензола должно быть не более 1% по объему.


Октавное число

Бензины с низким октановым числом в современных двигателях, имеющих высокую степень сжатия, горят в смеси с воздухом с нежелательной очень высокой скоростью (более 1500 м/с). Продвинутые автомобилисты знают, что если в цилиндр с высокой степенью сжатия попадает бензин с низким показателем октанового числа, то он воспламеняется и сгорает несвоевременно, по сравнению с нормальным горением. При этом появляется детонация, по-простонародному – «стучат пальцы» (характерный металлический звон при детонации создаётся детонационной волной, многократно отражающейся от стенок цилиндра). При детонации снижается мощность двигателя и ускоряется его износ, растет дымность (топливо хуже сгорает). В результате «горят» клапана, «летят» кольца, разрушаются поршни.

Октановое число измеряют двумя разными методами – исследовательским и моторным. Из-за более жестких условий исследования эта величина всегда меньше чем величина аналогичной цифры, полученной по исследовательскому методу – в среднем на 10 единиц. Т.е. если в паспорте качества октановое число бензина А–95 указано как 85, значит, оно исследовано по моторному методу и соответствует норме.

Согласно и «старому» ДСТУ 4063-2001 и «новому» ДСТУ 4839:2007 для бензина марки А–95, октановое число должно быть не менее 85 единиц по моторному методу.

Сера

Чем меньше содержание серы в топливе, тем лучше (и для двигателя, и в целом для автомобиля, и для людей, и для окружающей среды). Сера, входящая в состав автомобильного топлива, при сгорании последнего взаимодействует с кислородом воздуха (окисляется). Возникшие оксиды серы с водяными парами образуют серную и сернистую кислоты, а это не лучшая среда для металлических деталей двигателя. Кроме деталей двигателя кислота разрушает все металлические поверхности системы выпуска отработанных газов и портит катализаторы. В конце концов, все это попадает в атмосферу и наши легкие.

Сера является одним из самых вредных компонентов бензина. Проблема состоит ещё и в том, что её удаление из бензина является очень дорогостоящим процессом и требует высоких технологий переработки нефти.

Согласно «старому» ДСТУ 4063-2001 для бензина марки А – 95 украинского производства, серы должно содержаться не более 0,015 % или 150 мг/кг.

В «новом» ДСТУ 4839:2007 для бензина улучшенного качества марки А-95-Євро, который имеет европейские «допуски», серы должно быть не более 0,005% или 50 мг/кг, что соответствует нормативам ЕВРО 4.

По допускам самого современного действующего норматива ЕВРО 5, содержание серы в «девяносто пятом» бензине не должно превышать 0,001% или 10 мг/кг.

В данный момент всё топливо, которое реализуется в Украине, и соответствует нормативам ЕВРО 4 и ЕВРО 5 по содержанию серы, является импортным, и произведено на высокотехнологичных западных НПЗ.

Содержание ароматических углеводородов

Ароматические углеводороды повышают детонационную стойкость бензинов (т.е. октановое число), но при этом растет нагарообразование, и они могут оказывать агрессивное воздействие на резиновые и пластмассовые детали (фильтры, трубки, уплотнения и т.д.), поскольку, по сути, эти вещества являются растворителями. Также ароматические углеводороды являются источником вредных веществ в отработавших газах.

Согласно «старому» ДСТУ 4063-2001 для бензина марки А–95 украинского производства, суммарное содержание ароматических углеводородов не должно превышать 53% по массе.

Для бензина улучшенного качества марки А-95-Євро, который имеет европейские «допуски», объемная часть ароматических углеводородов не должно превышать 35%.

Фракционный состав

Бензин имеет сложный химический состав. В него входят множество различных углеводородов, имеющих разную температуру кипения. Если бензин нагревать, а пары конденсировать и собирать, то можно получить зависимости, связывающие температуры и объемы перегонки. Такие зависимости называют фракционным составом бензина. Фракционный состав влияет на пусковые качества двигателя, его прогрев, мощность и экономичность. Наличие легкокипящих углеводородов (фракций) обеспечивает испарение бензина в процессе смесеобразования, даже при низких температурах. Благодаря этому обеспечивается холодный пуск двигателя.

Температура перегонки наиболее тяжелых фракций, входящих в бензин, не должна превышать 2150С. Фракции с более высокой температурой перегонки плохо испаряются и, в итоге, попадают в картер двигателя, разжижая масло.

Для наиболее эффективной работы двигателя в различных климатических условиях выпускают бензины с различным фракционным составом.

 

ССЫЛКА НА ДСТУ 4063 -2001 ДО БЕНЗИНУ МАРКИ А - 95

ССЫЛКА НА ДСТУ 4839 -2007 ДО БЕНЗИНУ МАРКИ А - 95 ЕВРО (КЛАС С)

 

  © 2010-2015. Карта качества топлива Украины. Все права защищены. Сделано в MCG