По данным официальной статистики, доля белорусских бензинов в Украине в общем импорте достигла 80 процентов. Как известно, нефтеперерабатывающие заводы нашего соседа основательно модернизированы, и выпускают топливо стандарта Евро 5. Выходит, проблем с качеством быть не должно? Это решили проверить эксперты Института потребительских экспертиз, проведя рейд по наиболее популярным сетям АЗС. И оказалось, что заправка «пятым» бензином всё еще может быть квестом с печальными последствиями.
Основное внимание эксперты уделили большим всеукраинским сетям, но также «под прицел» попали средние и региональныесети, позиционирующие себя на рынке как дискаунтеры. В недавнем исследованиидизельного топлива, проведенном Институтом, последние показали достойный результат, предлагая качественное топливо по цене ниже основных игроков.Как будут обстоять дела с бензином? В этом исследовании были отобраны образцы 13 сетей - БРСМ-нафта,WOG, МОТТО, КЛО, OKKO, Amic,Chipo, GLUSCO, ANP, Marshall, SunOil, Shell, иAvantage.
Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам профильного ДСТУ 7687:2015 (бензин А-95-Евро5). Образцы были проверены по основным параметрам – октановое число, содержание серы и объемныечасти ароматических углеводородов и бензола. Результаты не порадовали – три образца оказались не кондиционными.
Первым делом был проверен самый главный для работы двигателя параметр – октановое число, которое характеризует стойкость топлива к детонации — преждевременному сгоранию бензина в камере сгорания. Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок. Октановое число измеряли по исследовательскому методу. Согласно ему норматив установлен на уровне не ниже 95 единиц. Все образцы, кроме одного, уложились в норматив, более того, практически все имели «запас» в две и более единицы! «Девяносто седьмым» бензин оказался у сетиБРСМ-нафтаи КЛО(97,2 и 97единиц). А вот в бензине от сети Avantageи Marshall«октана» «не хватило» - 93и 88 (!) единицсоответственно, что не соответствует нормативу.
Далее эксперты проверили ещё один важнейший показатель – содержание серы. Если этого вредного вещества в топливе слишком много, это приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и «смерти» катализатора. К тому же становится «грязнее» выхлоп и в воздух, которым мы дышим, попадают очень опасные окислы. ДСТУ для А-95-Евро5требует не более 10 мг/кг. И здесь также ситуация оказалась неплохой, но были и неприятные исключения. У сети Avantageбензин оказался с содержанием серы 393 мг/кг! Также превышение содержания серы было обнаружено в образце топлива Marshall. Это очень существенные превышения, способные нанести смертельный удар двигателю. Для сравнения, у лидеровколичество серы было минимальным- БРСМ-нафта, (5 мг/кг),КЛО, ОККО(5,2и 5,9 мг/кгсоответственно).
Ещё один немаловажный параметр – содержание бензола. Это вещество способно смывать масляную пленку, что приводит к повышенному износу цилиндров двигателя. ДСТУ нормирует объемную часть содержания бензола на уровне не более 1%. В этом параметре нарушители –Marshallи Avantageбензола было 15 раз(!) больше установленного норматива! Меньше всего вредного вещества оказалось у проб, отобранных на АЗС Shell(0,51%) и БРСМ-нафта– 0,40 процента.
Что касается содержания ароматических углеводородов, ДСТУ регламентирует содержание ароматических углеводородов в бензине 5-ого экологического класса не более 35% по объему. Превышение грозит увеличенным процессом образования нагара. В этом параметре все испытуемые уложились в норматив, нарушений не обнаружено.
Итоги исследования в целом очень схожи с результатами дизельного топлива – у сетей «второго» эшелона (по количеству станций) – например, БРСМ-нафта, КЛО илиGLUSCO, качество топлива стабильно и зачастую превышает показатели больших «премиальных» сетей, при меньшей стоимости литра. Более того, уже практически полностью нивелирован фактор сервиса или ассортиментов питания или магазинов – теперь у тех же БРСМ-нафта вообще изменилась концепция с «АЗК с магазином» на «магазин с возможностью заправиться». А КЛО строит новые и реконструирует комплексы с упором на премиум-обслуживание.Но вместе с тем, в некоторых сетях все ещё ставят прибыль выше репутации и продают некондиционное топливо, зачастую по очень низкой цене.
Вадим Кривенко.
АЗС (исследования по ДСТУ 7687:2015)
|
Октановое число (исслед. метод) (норматив – не менее 95 ед.)
|
Содержание серы, (норматив не более 10 мг/кг)
|
Объёмная часть ароматических углеводородов (в %, не более 35)
|
Объемная часть бензола (в %, не более 1.0)
|
БРСМ-Нафта
|
97,2
|
5
|
22,5
|
0,40
|
KLO
|
97
|
5,2
|
26,5
|
0,52
|
WOG
|
96,5
|
6
|
18
|
0,54
|
Chipo
|
96,7
|
7
|
18,3
|
0,75
|
Glusco
|
95,5
|
7
|
26,9
|
0,70
|
ANP
|
96,0
|
6
|
29,3
|
0,77
|
ОККО
|
95,3
|
5,9
|
28,8
|
0,69
|
МОТТО
|
95,4
|
9
|
25,8
|
0,76
|
SunOil
|
95,9
|
8
|
23,6
|
0,59
|
SHELL
|
96,5
|
7
|
28,5
|
0,51
|
Amic
|
95,1
|
9
|
25,7
|
0,63
|
Avantage
|
93
|
393
|
24,6
|
15
|
Marshall
|
88
|
227
|
27,5
|
15,6
|
АЗС (исследования по ДСТУ 7687:2015)
|
Объёмная часть кислородсодержащих соединений( в %, не более, метанол – этанол)
|
БРСМ-Нафта
|
Отсут.
|
KLO
|
Отсут.
|
WOG
|
Отсут.
|
Chipo
|
Отсут.
|
Glusco
|
Отсут.
|
ANP
|
Отсут.
|
ОККО
|
Отсут.
|
МОТТО
|
Отсут.
|
SunOil
|
Отсут.
|
SHELL
|
Отсут.
|
Amic
|
Отсут.
|
Avantage
|
6,5 - Отсут.
|
Marshall
|
Отсут.
|
|